Тезисы к докладу о мероприятиях по развитию транспортно-коммуникационного комплекса в Акмолинской области в сфере автомобильных перевозок пассажиров
В настоящее время автомобильный транспорт является отраслью экономики, имеющей особое значение в организации и осуществлении перевозок пассажиров и багажа на территории Республики Казахстан и Акмолинской области.
Базовым документом, регулирующим деятельность автомобильного транспорта является Закон Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 года.
Порядок организации и осуществления автомобильных перевозок пассажиров дополняется «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2011 года № 767.
На основании указанных нормативно-правовых актов, с 2005 года по 2011 год проведено 16 заседаний конкурсной комиссии по рассмотрению конкурсных предложений, их оценке и определению победителей конкурсов на право обслуживания маршрутов регулярных межрайонных (междугородных внутриобластных) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа Акмолинской области, по итогам 13 конкурсов, проведенных за указанный период, на которых было выставлено 460 лотов, в результате чего областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог (далее - управление) заключило 179 договоров организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров с перевозчиками - победителями конкурсов.
Из 563 населенных пунктов Акмолинской области с численностью населения более 100 человек регулярным пассажирским транспортным сообщением охвачено 401 или 71 %. Всего из 612 населенных пунктов Акмолинской области 211 не охвачено регулярным пассажирским сообщением (в т.ч. с численностью населения менее 100 человек - 47). Жители этих населенных пунктов обслуживаются автомобилями агрофирм и частных предпринимателей, а малые населенные пункты находятся на самообеспечении (используются для поездок собственные автомобили).
Из 10 пригородных автобусных маршрутов 7 маршрутов обслуживают пристоличную зону Астаны. В связи с внесением изменений в Закон Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» 28 декабря 2010 года, права на данные маршруты в настоящее время передаются по компетенции акиматам города Астана и города Кокшетау.
По областному центру - Кокшетау регулярные городские перевозки пассажиров осуществляют 4 перевозчика: ТОО «Кокшетауский автобусный парк», «ТОО «Фирма СейНур», ТОО «Кокше Транс Альянс» и ТОО «Рафал». В городе действует 31 регулярных и 9 сезонных маршрутов.
С областным центром Акмолинской области - Кокшетау прямое автобусное сообщение имеют г. Степногорск, 14 районных центров и через столицу Республики Казахстан г. Астана 3 районных центра - а. Акмол, с. Коргалжын и с. Егиндыколь.
Некоторые изменения и дополнения, внесенные за последнее время в законодательство, направленные на улучшение ситуации в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
Перевозчикам, осуществляющим нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, запрещается производить посадку пассажиров с территорий автовокзалов (автостанций) и по маршрутам регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа.
Конкретизированы компетенции местных представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения.
В связи с проблемами в сфере автомобильных перевозок пассажиров, в целом имеющими место на всей территории Республики, и в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», Акимом Акмолинской области Кожамжаровым Кайратом Пернешовичем и Министром транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Жумагалиевым Аскаром Куанышевичем утвержден «План мероприятий по развитию транспортно коммуникационного комплекса в Акмолинской области».
По функциям автовокзалов и автостанций и открытию остановочных пунктов для автобусов в населенных пунктах, Министерством транспорта и коммуникаций и акиматами областей, подготовлено «Соглашение по достижению целевого индикатора «Качество инфраструктуры автовокзалов и автостанций» рейтинга Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума» от 20 апреля 2012 года.
Кроме того, согласован и находится на утверждении в Правительстве Республики Казахстан «Комплекс мер по развитию пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в Республике Казахстан», который непосредственно направлен на развитие сферы автомобильных пассажирских перевозок.
Предлагаемые первоочередные мероприятия и анализ состояния пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в Акмолинской области:
Для составления плана по Акмолинской области, акиматам районов и городов необходимо:
1) Разработать и утвердить районные и городские Планы мероприятий на основе обследования всей существующей сети транспортной инфраструктуры (автовокзалов, автостанций и остановочных (кассовых) пунктов, стоянок такси), предусматривающие:
- пересмотр маршрутной сети и мест дислокации автовокзалов и автостанций с учетом генерального плана развития городов и регионов;
На территории области действует 47 маршрутов регулярных межрайонных (междугородных внутриобластных) и 10 маршрутов регулярных пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа. Ежедневно на данных маршрутах выполняется в среднем 143 оборотных рейсов, кроме того по области функционирует 69 городских и внутрипоселковых, а также 28 внутрирайонных маршрутов, которые обслуживаются 58 перевозчиками, в т.ч. 22 юридическими лицами.
- строительство новых автовокзалов и автостанций, в том числе с применением механизма государственно-частного партнерства;
- открытие остановочных пунктов для автобусов в населенных пунктах, не имеющих автовокзалов и автостанций, с соблюдением установленных требований;
- обеспечение соответствия автовокзалов и автостанций единым установленным требованиям и стандартам;
В Акмолинской области действует 3 автовокзала (в городах Кокшетау, Степногорск и Щучинск) и 7 автостанций (в районных центрах Аккольского, Астраханского, Атбасарского, Буландинского, Ерейментауского, Зерендинского и Коргалжынского районов). Все автовокзалы и автостанции, за исключением автостанции г. Атбасар, находятся в частной собственности.
Нет автостанций в 9 районных центрах: а. Акмол, п. Аршалы, с. Егиндыколь, г. Степняк, г. Есиль, п. Жаксы, г. Державинск, с. Балкашино, п. Шортанды.
На сегодняшний день требованиям Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом полностью соответствует 1 автовокзал - в областном центре г. Кокшетау, а также в достаточной мере - автовокзалы в городах Степногорск и Щучинск и автостанция в г. Атбасар.
К сожалению, остальные действующие автостанции Акмолинской области не соответствуют по многим параметрам предъявляемым требованиям.
- проведение межведомственных рейдовых проверок регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров;
Основной проблемой в развитии регулярных перевозок пассажиров и багажа является незаконные нерегулярные перевозки пассажиров и багажа.
Принятые в последнее время законодательные нормы, ограничивающие возможности деятельности незаконных нерегулярных перевозок пассажиров и багажа, на практике не обеспечивают ожидаемое сокращение указанных незаконных перевозок.
На многих маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа параллельно обслуживают перевозку пассажиров частные лица на собственных автомобилях без каких-либо разрешительных документов.
С каждым годом на регулярных автобусных перевозках сокращается пассажиропоток и количество маршрутов. Из-за незаконной конкуренции перевозчики не имеют возможности своевременно обновлять подвижной состав и приобретать дорогостоящие комфортабельные автобусы, оборудование для оснащения производственно-технической базы. В связи с этим, автомобильный пассажирский транспорт и его инфраструктура на территории области в последние годы не только не развивается, но и приходит в упадок. В среднем 30 % подвижного состава имеют срок службы более 12 лет. СЛАЙД
- изъятие актов на использование земельного участка не по целевому назначению при несанкционированной организации мест для отправления автобусов;
Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года предусматривает выделение земель:
«для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;
- определение мест для стоянок такси в пассажирообразующих местах (рынки, супермаркеты, развлекательно-культурные центры и т.д.) и их оборудование, с учетом анализа потребности машино-мест.
Целенаправленную работу в данном направлении провело управление совместно с отделом ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Кокшетау. За последнее время в городе увеличилось количество организованных перевозчиков пассажиров и багажа такси. Но работа не доведена до конца, для стоянки такси, посадки и высадки пассажиров необходимо организовать в соответствии с требованиями Правил перевозок пассажиров и багажа специально оборудованные стоянки такси на всех крупных пассажирообразующих пунктах.
2) Включить в программы развития территорий индикаторы транспортной доступности следующего характера:
- обеспеченность (охват) регулярными автобусными маршрутами населенных пунктов, имеющих потребность в пассажирском сообщении (%);
В области слаборазвита сеть маршрутов регулярных внутрирайонных автомобильных перевозок пассажиров и багажа. Горрайакиматы недостаточно занимаются организацией пассажирских перевозок на местах. Во многих районах не созданы конкурсные комиссии по определению победителей конкурсов на право обслуживания внутрирайонных автобусных маршрутов. Вследствие чего отсутствуют внутрирайонные маршруты в Буландынском, Енбекшильдерском, Ерейментауском, Есильском, Жаркаинском, Коргалжынском, Сандыктауском, Целиноградском, Шортандинском и Егиндыкольском районах. Несмотря на оказанную практическую помощь в разработке документации и подборе перевозчика, отдел ЖКХ, ПТ и АД Есильского района самоустраняется от проведения конкурса на внутрирайонный маршрут «Есиль - Красногорск», а срок действия временного свидетельства на право обслуживания данного маршрута истекает 9 июня 2012 года.
По 1-ному маршруту организовано движение автобусов в Аршалынском, Астраханском, Жаксынском и Аккольском районах, в Атбасарском - 4, в Зерендинском - 8, в Бурабайском - 11. Только в Зерендинском районе субсидируются внутрирайонные маршруты из местного бюджета.
Отсутствуют внутригородские и внутрипоселковые автобусные маршруты в районных центрах г. Державинск, а. Акмол, п. Аршалы, с. Астраханка, г. Макинск, г. Степняк, г. Ерейментау, г. Есиль, с. Жаксы, с. Коргалжын, с. Балкашино, с. Егиндыколь. Положительная ситуация в данном вопросе наблюдается только в г. Щучинск - имеется 6 маршрутов, г. Атбасар - 5 маршрутов, г. Акколь и п. Шортанды - по 2 маршрута, с. Зеренда - 1 маршрут. В районных центрах - г. Акколь, с. Зеренда и п. Шортанды перевозки пассажиров субсидируются из районных бюджетов.
Вместе с тем, действующие в настоящее время маршруты автомобильных перевозок пассажиров и багажа недостаточны для обеспечения полного охвата населенных пунтов Акмолинской области автобусным сообщением.
На сегодняшний день большинство внутрирайонных автомобильных перевозок пассажиров выполняются в основном на легковых автомобилях и автобусах частных лиц, индивидуальных предпринимателей и агроформирований, без заключения договоров с районными акиматами, что является нарушением законодательства.
В сложившейся ситуации акиматам районов необходимо провести оценку охвата населенных пунктов в районах регулярным транспортным сообщением и принять соответствующие меры, в том числе по субсидированию за счет районного бюджета указанных пассажирских перевозок.
- обеспеченность городов официальными (законными) перевозками такси (%);
Согласно законодательству, перевозки пассажиров и багажа такси осуществляются на основании договора об организации перевозок пассажиров и багажа такси, заключаемого между перевозчиком и местным исполнительным органом.
Перевозки такси относятся к нерегулярным пассажирским перевозках.
В настоящее время по области перевозки пассажиров и багажа такси организованы в областном центре - г. Кокшетау и в 2 районных центрах - г. Щучинск и г. Акколь.
В остальных населенных пунктах Акмолинской области (районных центрах, городах, селах) нерегулярные перевозки пассажиров такси осуществляются на автомобилях частных лиц, без заключения соответствующего договора между перевозчиком и местным исполнительным органом, без обеспечения предрейсового (предсменного) технического, медицинского осмотра, в нарушение Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте».
- оснащенность населенных пунктов, не имеющих автовокзалы и автостанции, местами посадки и высадки пассажиров (%).
Предлагается, в населенных пунктах, не имеющих автовокзалы и автостанции, при проектировании и строительстве зданий специализированных ЦОН предусмотреть помещения для ожидания пассажиров, кассовых пунктов по продаже проездных документов на автобусные маршруты, а на прилегающей территории оборудовать посадочными платформами с навесом для посадки и высадки пассажиров.
По вышеуказанным вопросам городским и районным акиматам необходимо представить до 25 мая текущего года свои реальные, конкретные и исполнимые предложения по предлагаемым мероприятиям, для включения в областную и республиканскую Планы мероприятий по развитию пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.
Уважаемые участники совещания!
Организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом и развитие его инфраструктуры имеет огромное социальное значение для жителей области, и каждый из присутствующих имеет реальную возможность оказать содействие в положительном и скорейшем решении возникающих вопросов.
Начальник отдела пассажирского транспорта - Сейпиев Болат Кабылкаевич